
Маленькая девочка просыпается посреди арбузной бахчи. Она слышит голоса из арбузов. Это истории женщин – их страхи. «Арбузная косточка» – это документальная анимация о страхах материнства и о любви, самой искренней.
Цитаты режиссера:
«Я считаю, что «Флаэртиана» — один из лучших кинофестивалей России и мира документального кино».
«Однажды мне приснилась девочка, которая блуждает по арбузной бахче. Эта бахча была бесконечна, а девочка была маленькая и совершенно одна. Я поняла, что этот образ идеально визуализирует эмоциональное состояние в фильме».
«У меня было рассуждение как у женщины, что однажды мне предстоит стать матерью и принести в этот мир новую жизнь».
«Анимация в фильме помогла визуализировать огромный спектр чувств, которые испытывает женщина в такие ужасные моменты».
«Когда о страхах думаешь, ставишь их перед собой и визуализируешь, то легче их победить».
«Эта семья — образец силы духа, жизни. Они боролись, и благодаря взаимной поддержке друг друга всё выдержали».
«Фильм «Арбузная косточка» максимально откровенный, трогательный. И я считаю, что это его преимущество».
Елена Кабанова — режиссер, оператор, сценарист. Родилась и выросла в Анапе. Кандидат в мастера спорта, чемпионка мира, Европы и России по танцевальному спорту. Окончила ВГИК по специальности «Режиссура неигрового кино» (2021). Автор киноновелл для альманахов канала «Россия. Культура». Участница многочисленных съемочных экспедиций, включая арктические. В настоящее время работает на киностудии «СОВА».
Фильмография:
Елена, буквально уже на этой неделе стартует юбилейный фестиваль «Флаэртиана». Планируете ли вы приехать? Какое у вас внутреннее состояние на фестиваль?
Да, я приеду с мужем — Андреем Тимощенко. Он режиссер фильма «Последний мамонт». Я оператор, режиссер монтажа. На фестивале я представлю свою картину «Арбузная косточка». Была безумно рада включению моего фильма в специальную программу. Хочется, чтобы его увидели. Это была моя дипломная работа в институте, ВГИКе. Тогда я только сделала первую версию и не занималась продвижением этого фильма.
Никогда не была раньше на «Флаэртиане», но очень хотела в фестиваль попасть. И когда мы снимали фильм «Последний мамонт», я уже точно знала, что будем отправлять его на «Флаэртиану», вообще без вариантов. Я считаю, что «Флаэртиана» — это один из лучших кинофестивалей России и мира документального кино.
Получается, ваша мечта осуществляется?
Можно сказать так. И сейчас поедем показывать сильные фильмы, за которые не стыдно, которые хочется, чтобы люди увидели. И поэтому я просто в максимальном восторге и предвкушении.
Фильм «Арбузная косточка». Название нетривиальное. Расскажите, пожалуйста, что вас вдохновило, о чем фильм? Что вы хотите зрителю рассказать?
У меня было рассуждение, как у женщины, что однажды мне предстоит стать матерью и принести в этот мир новую жизнь. Была рефлексия на эту тему, связанная с различными страхами, с которыми сталкиваются женщины на пути к материнству. Я начала общаться с разными девушками. И собрала банк историй и страхов, которые меня очень сильно тронули, откликнулись во мне. Надо отметить, тогда я еще училась в институте, в нашей стране и мире не было проблем, которые бы давили сильнее. Не было пандемии, например.
Образ фильма пришел случайно. Однажды мне приснилась девочка, которая блуждает по арбузной бахче. Эта бахча была бесконечна, а девочка была маленькая и совершенно одна. Я поняла, что этот образ идеально визуализирует эмоциональное состояние в фильме.
Одна из главных героинь — Анна, которая борется со страхами рождения первенца. Я начала ее снимать еще когда она только была беременна. Потом случилась страшная трагедия – младенец умер. И я у нее спросила, не хочет ли она поделиться этим с другими людьми, чтобы им это помогло как-то пережить подобные потери. Она согласилась. И рассказала мне все откровенно, подробно.
Анимация в фильме помогла визуализировать в какой-то степени этот огромный спектр чувств, которые испытывает женщина в такие ужасные моменты.
Анна не единственная героиня фильма, правильно?
Да, этот фильм еще и довольно личный для меня. Одна из героинь фильма — моя мама. Она рассказывает про страх рождения ребенка инвалида. Дело в том, что моя младшая сестра — аутист. В фильме я визуализирую рефлексию мамы с помощью разных способов, включая анимацию.
И третья героиня — Елена, которую я не показываю по нашей договоренности. Она борется с бесплодием, делает искусственное оплодотворение (ЭКО). Такие темы, страхи отражены в фильме.
Почему именно об этом захотелось вам снять фильм? Из-за опыта в семье, и вы как-то переживали на эту тему?
Да, личный момент страха, связанный с моей младшей сестрой, которую я очень люблю. Понимаю, что никто не застрахован от такого. Например, у моей мамы трое абсолютно здоровых детей.
Кроме того, рефлексия связана была с тем, что я уже заканчивала институт, надо было переходить максимально во взрослую жизнь. Тогда в стране только и говорили про повышение рождаемости, на девушек в инфополе давили со всех сторон.
Я начала рефлексировать на эту тему, потому что искренне хочу стать матерью, когда-нибудь принести в этот мир новую жизнь. И именно в тот момент возникла тема страхов. Мне кажется, когда о них думаешь, ставишь их перед собой и визуализируешь свои страхи, то легче их победить. Когда они как какой-то живой образ, их можно выстроить в линейку перед собой, и легче каждого из них по очереди победить. Подобие того, как какой-то греческий персонаж сталкивается испытаниями и справляется с ними.
Елена, как вы считаете, вы страхи победили?
Я думаю, да, в какой-то степени. Именно благодаря Моим героиням. Возможно, когда-нибудь я сделаю досъемку. У моей героини Ани родился еще ребенок. Теперь в их семье «полный комплект»: мальчик и девочка. И ее и мужа не остановила та трагедия. Это еще одна из причин, по которой мне очень захотелось продолжить съемку, общаться с ними. Эта семья — образец силы духа, жизни. Они боролись, и благодаря взаимной поддержке друг друга все выдержали. Фильм «Арбузная косточка» максимально откровенный, трогательный. И я считаю, что это его преимущество.