
— Мне программа понравилась, фильмы все достойные. Видно, что очень хорошо поработали отборщики, откровенно слабых проектов не было в конкурсной программе. Это объяснимо, ведь «Флаэртиана» — фестиваль с огромными традициями, с профессиональными людьми, кто занимается подготовкой программы.
При этом я должен сказать, что нет предела совершенству и идеальный фильм, на мой взгляд, который хотелось бы посмотреть еще раз, всего один из 15. И он победил. Причем, мы не сошлись с членами жюри во мнениях по большинству фильмов, а по этому — единогласно признали, что картина сделана очень качественно. Фильм многослойный. Для меня, например, очень показательно, когда хочется фильм пересмотреть через какое-то время.
В программе «Флаэртианы» есть фильмы, в которых есть просто фантастические режиссерские, операторские решения, удачные метафоры. Единственная общая тенденция и отчасти проблема всего авторского кино – хронометраж фильмов. Надо думать о зрителях, мало кто готов сегодня смотреть полуторачасовой документальный фильм.
— Да, на форуме с китайскими коллегами обсуждали, как продвигать наше документальное кино, в том числе и в Китае. Но если, начиная работу над художественным кино мы понимаем, какая целевая аудитория, на какую платформу фильм может попасть, сколько может собрать в прокате, какую маркетинговую стратегию мы выбираем, то с документалистикой другая ситуация. Сегодня это, в основном, авторское кино. И в этом его сила и привлекательность. Но далеко не всегда такие ленты находят своего зрителя. А ведь кино снимают для людей!
Очевидно, что интересная история должна быть рассказана ярко и динамично. Сейчас люди погружены в информационные потоки, их трудно замотивировать смотреть часовой фильм. Например, китайские коллеги серьезно относятся к созданию микросериалов, микродрам, чтобы не потерять зрительскую аудиторию и деньги, которые они вкладывают.
— Признаюсь, мне было непросто работать в жюри такого фестиваля по двум причинам. Во-первых, фильмы очень непростые, вызывающие эмоции, не всегда позитивные, хорошее кино — это всегда сопереживание. Эмоционально сложно. А вторая причина связана с тем, что требуется оценивать работу талантливых творческих людей, которые имеют собственное мнение о том, что такое «хорошо» и что такое«плохо» в киноиндустрии. Но делать это приходится.
Отмечу, что у фестиваля «Флэртиана» за много лет сложилась своя философия. Очень важно, что она есть. С учетом этих представлений о «классическом документальном кино» и фестивальных традиций члены жюри и принимали решения.