
О фильме
Дебютная работа молодого режиссёра Анны Евдокимовой представляет собой уникальное исследование современной промышленности и человеческой силы духа. Фильм рассказывает историю создания первого коллаборативного робота в России.
Режиссёрский замысел изначально строился вокруг истории успеха Григория Римера – предпринимателя, инженера и спортсмена, который занимается производством роботов для промышленных предприятий Урала. Однако судьба преподнесла неожиданный поворот — у главного героя диагностировали рак.
Так появилась вторая сюжетная линия, игнорировать которую было невозможно. И дополнительная драматургия всего фильма: создание первого российского коллаборативного робота и преодоление технологических и жизненных вызовов.
Это превратило работу в глубокое размышление о времени, исследовании человеческой стойкости, безудержной силе духа и нежелании сдаваться.
Процесс создания фильма длился полтора года и включал 17 съёмочных смен. В центре повествования — разработка и производство коботов — специальных роботов, работающих в вместе с человеком.
Коллаборативные роботы (коботы) — новое направление в промышленной автоматизации, которое позволяет безопасно интегрировать роботизированные системы в производственные процессы.
Фильм Анны Евдокимовой демонстрирует перспективы развития данной отрасли, реальные примеры внедрения технологий и подсвечивает роль человеческого фактора, личности и ее инициативы в технологическом прогрессе.
Цитаты режиссёра, раскрывающие идею фильма и его философию:
«Либо сгореть, либо выстрелить» — эта фраза героя стала ключевой для меня».
«Фильм получился не про успешный успех, не про болезнь. В нём герой совершенно иначе стал относиться ко времени и происходящему в жизни».
«Теглайн фильма — «Когда-нибудь никогда не наступит». Это через сердце пропущенная мысль о том, что героя даже рак не сломает».
Расскажите о своём опыте участия в фестивале, были ли вы уже на «Флаэртиане»?
— Это моя дебютная режиссерская работа. На «Флаэритиане» я была как зритель, несколько лет назад, когда мы представляли коллективную работу «Я живу на Чусовой». Защищались на питчинге, но наш фильм не показывался тогда на «Флаэртиане». А сейчас своей же командой представляем фильм «Кобот». И я уже выступаю как режиссер. Про сам конкурс я знаю очень давно – с момента, когда я увлеклась документальным кино.
Во-первых, мы с командой ездили просто на показы из Екатеринбурга на «Флаэртиану». Во-вторых, наш мастер – Женя Григорьев познакомил нас с Павлом Печенкиным. Мы были около документального кино, старались какие-то свои новые идеи предлагать, новые фильмы снимать.
Откуда пришла идея фильма? О чем он?
Идея пришла совершенно неожиданно. Я не знала героя, про которого мы снимали. Еще в киностудии, на первом «Док-инкубаторе», когда был объявлен конкурс идей, мы собрались, и просто кто-то что-то предлагал. И один из тех людей сказал, что у него есть друг-инженер до мозга костей, который производит роботов, и что можно с ним познакомиться. То есть идею принесли буквально на блюдце.
И когда мы познакомились, первое, что мне пришло в голову, что я вижу точно героя и про него хочется снимать. При встрече он сказал такую классную фразу, которую я включила потом в тизер: «Либо сгореть, либо выстрелить». И в общем-то это было ключевым для меня интересом.
Григорий Ример — это предприниматель, спортсмен, сварщик, инженер, человек, который производит коботов для промышленных предприятий Урала.
Цель была снять фильм про производство роботов и обратную сторону «успешного успеха». Потому что промышленных предприятий на Урале много, потребность в роботизации очень большая, ведь это снижает расходы.
Завод Григория Римера расцветал, и он сам расцветал как герой, такой успешный предприниматель. Но во время съемок через полгода все неожиданно повернулось и нам пришлось снимать фильм про другое. Герой мне позвонил и сообщил, что ему поставили диагноз «рак». И это было, на самом деле, для меня полнейшей неожиданностью и вызовом. Я не хотела снимать фильм про заболевание и уходить в жалость.
Мы продолжили съемку, я немного повернула концепцию в сторону того, что наш герой не просто с одним вызовом справляется — создает первого коллаборативного робота в России, Кобота, но еще у него появляется дополнительный проект. Это проект своего здоровья.
И фильм получился совсем не про «успешный успех», не про рак. Появилась, да, дополнительная драматургия в виде болезни, но герой совершенно иначе стал относиться ко времени и происходящему в жизни. Его и так очень плотное время, как у бизнесмена, еще в два раза ускорилось. И фильм как раз про время. Теглайн фильма — «Когда-нибудь никогда не наступит». Это через сердце пропущенная мысль о том, что героя даже рак не сломает. Он до последнего будет действовать. Фильм про время и про безудержную силу и невозможность сдаться.
А в чем особенность коллаборативных роботов? И как эта линия раскрывается в вашем фильме?
Мы привыкли, что «робот» как в футуристических фильмах. Это какой-то человек высокомыслящий, а коботы — обычные железяки. Например, есть промышленные роботы, которые специально огороженные, опасны для человека. Коботы – другое. Они могут вместе с человеком работать. И безопасны абсолютно. Самый простой примитивный вариант: рукава, которые кофе нам разливают, здороваются с нами. В промышленном масштабе роботы могут не просто паллеты переставлять, но и делать высокоточную сварку или швы для разного производства. Кобот — коллаборация робота и человека.
У нас есть сцена в фильме, в самом финале, где мы видим, как герой на большом заводе с установленными роботами, которые делают промышленные швы. Григорий вдохновляется роботами и вдохновляет других. Эта идея до сих пор его движет вперед.
Какие у вас ожидания от фестиваля «Флаэртиана» и показа вашего фильма на большом экране?
Это завершающий трек для фильма, когда простые люди, любители документального кино, смогут увидеть картину на экране. Поэтому у меня в первую очередь ожидания от фестиваля — знакомство со зрителями. Понимание, что их интересует сейчас. Тренды я могу посмотреть в Сети, получить от коллег. Это все доступно. А интересно, какой зритель приходит на фестиваль, с какими мыслями. «Флаэртиана» для меня – это такой «ламповый», уютный фестиваль, несмотря на то что он международный. В нем присутствует дружественная атмосфера. Именно этим и хочется напитаться.