
Фильмом открытия юбилейного фестиваля «Флаэртиана» стала работа пермского режиссера и сценариста Ирины Шапман (Журавлевой) и Владислава Гришина — «Лес. Хранитель Жизни». Картина погружает зрителя в захватывающий мир лесов, переключает на естественный, чуткий режим восприятия, помогает ощутить неразрывную связь с миром природы.
Ирина Шапман:
— Это всегда волнительно, поскольку работа над фильмом проходит в довольно узком в кругу и длительное время. И, вот, фильм выходит в мир, и ты видишь, как он резонирует в людях. Положительный отклик очень помогает двигаться дальше, питает наши идеи, говорит о том, что мы не зря работаем.
Подготовка к съемкам, сбор информации о лесах, глубинные исследования длились 2 года. Мы даже создали медиа о лесах, поскольку информации было собрано очень много и мы хотели ей делиться. Сами съемки и постпродакшен длились два с половиной года. Это очень короткие сроки, но нам удалось.
Да, конечно. Мы пересоздавали практически весь сценарий, исходя из материала, который удалось снять. Мы до последнего не знали, например, сможем ли мы найти и показать гнездо скопы, которое было в итоге эпично снято с FPV-дрона. Внутри нетронутой тайги обнаружить гнездо скопы практически невозможно — шанс один на миллион. Наш научный консультант, он же сосценарист, работал в этих лесах и ориентировочно знал это место. И только в ходе последней экспедиции ребята смогли его найти и снять. Эти кадры стали кульминацией фильма, мне кажется.
Владислав Гришин:
Мы работали над фильмом о лесах на протяжении нескольких лет, но по-другому такие фильмы мне кажется не сделать. Тут не получится просто снять и смонтировать. В процессе работы постоянно возникают новые вводные, которые требуют новых решений. Мы постоянно консультировались со специалистами – биологами, узнавали что-то новое, корректировали сценарий, доснимали. В общем, конечно, такой фильм, в какой-то степени сам направлял нас на определённые решения.
Да, фильм как будто сам себя каким-то образом создает по ходу работы над ним, мы лишь проводники. Мы чувствуем, как складываются или нет те или иные места, работая над монтажом и озвучиванием. В итоге, думаю, все получилось.
Я занимаюсь социо-культурными проектами в теме природы в целом, леса в частности с 2010 года. Идея снять фильм про лес (тогда еще не ясно какой, как и где) возникла у меня и моего друга — Евгения Евграфова, который не принимал участия в основных съемках фильма «Лес. Хранитель жизни», но очень помог на этапе создания нашей студии «Лесфильм» (он, кстати, придумал название) в 2015 году. Тогда «Медведи Камчатки. Начало жизни» опередили лесной проект. И хорошо. Потому что, задача снять фильм про нетронутый лес требует соответствующего продюсерского опыта и творческого объема внутри автора.
Это большая продюсерская задача, но режиссерская еще сложнее, поскольку будто бы из ниоткуда, из огромного количества просто красивых съемок природы должна появиться картина, наполненная содержанием, смыслами.
Ирина Шапман:
Я ощущаю все фильмы, над которыми работаю как продюсер и режиссер, как внутреннюю миссию жизни. То, что я не могу бросить, каким бы непростым был путь к результату. Я благодарна Владу за, что мы — команда. И он готов, как и я, работать вдолгую (например, только над текстом мы работали в течение полугода). Каждый член нашей команды горит общими смыслами. Благодаря этому родился не только 70 минутный научно-популярный фильм «Лес. Хранитель жизни», но и другие картины студии «Лесфильм».
Владислав Гришин:
Так получилось, что помимо Леса, в последние несколько лет я работал параллельно ещё над 4 полнометражными фильмами, не считая текущей работы. С одной стороны это очень не просто, а с другой переключение между разными фильмами в какой-то степени позволяет сохранить опеределённую объективность восприятия того, что ты делаешь. Ведь для меня самое сложное в работе над фильмом не потерять взгляд со стороны, понимание того, как фильм может восприниматься зрителями, которые ничего не знают ни о герое, ни о месте, ни о контексте. То, что тебе кажется очевидным в силу того, что ты погружён в материал и в ситуацию, может быть совсем не очевидным для зрителей. А иногда даже непонятым.
А мотивация? Я даже не знаю. Когда делаешь то, что тебе интересно, сложно потерять мотивацию. Ты просто хочешь сделать это максимально хорошо. И делаешь. Поэтому я не терял мотивации, у меня не было такого.